Международная обстановка и указания Екатерины II требовали от князя Потемкина скорейшего завершения войны, между тем, без занятия Измаила. Сильнейшей крепости турок, оборонявшейся отборной турецкой армией, нельзя было и думать об этом.Потемкин, убедившись, что Измаил без Суворова взять не удастся, 25 ноября 1790 года писал ему из Бендер: «Флотилия под Измаилом истребила почти все их суда и сторона города к воде открыта. Обстрел предпринят с помощью батареи на овладение города, Для сего, Ваше сиятельство, извольте поспешить туда для принятия всех частей в вашу команду…
… Измаил остается гнездом неприятеля, и хотя, сообщение прервано через флотилию. Он вяжет руки для предприятий дальнейших; моя надежда на Бога и вашу храбрость, поспеши милостивый друг. По сему ордеру к тебе соединить все части. Много там равночинных генералов. Рибас будет Вам во всем на пользу и по предприимчивости. И по усердию. Будешь доволен и Кутузовым, огляди все и распорядись, помолясь Богу – предпринимайте; есть слабые места. Лишь бы дружно шли» (5).
11 декабря 1790 года русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли сильнейшую крепость на Дунае - Измаил. Где была уничтожена целая турецкая армия. Гребная флотилия генерал-майора И. де Рибаса активно содействовала сухопутным войскам. Непосредственно перед штурмом 567 орудий флотилии бомбардировали Измаил (6), а в день штурма десант с флотилии штурмовал крепость со стороны реки.
«Для атаки со стороны Дуная, накануне шторма были отправлены в распоряжение де Рибаса 2-й и 3-й батальоны белорусского егерского корпуса и 2 батальона херсонского гренадерского полка, что составило 11 батальонов пехоты и все казачье черноморское войско (всего 9 тыс. чел.).
Десантные войска были разделены на 3 колоны (так в тексте подлинника):
1-я колона генерал-майора Арсеньева: приморский николаевский гренадерский полк, 1 батальон лифляндского корпуса, 2000 черноморских казаков. В авангарде колонны назначался полковник Головатый с 400-ми своих казаков.
2-я колона бригадира З. Чепеги: алексопольский пехотный полк, 200 гренадер днепровского приморского полка и 100 казаков.
3-я колона гв. секунд-майора Маркова: 800 человек днепровских приморских гренадер, 1 батальон бугского и 2 батальона белорусского егерского корпуса при 1000 казаков» (7).
Правая колонна генерал-майора Арсеньева назначалась для атаки новой крепости, средняя бригадира Чепеги должна была действовать в центре, а левая – секунд-майора Маркова штурмовать старую крепость. Всей флотилии приказано было построиться в 2 боевые линии. В первой стояло 100 черноморских казачьих лодок с регулярными войсками. Лансоны, плавучие батареи, двойные шлюпки находились на второй линии. В середине и на флангах первой линии поставлено по 15 запорожских лодок, назначенных для десанта запорожцев в помощь регулярным войскам.
В рапорте Потемкину о взятии Измаила А.В. Суворов писал: «Когда началась атака, флотилия приближалась к крепости, прикрывала из 3-х колон (так в тексте) десант и, хотя за туманною погодой большие суда мешались, но предусмотрением начальствующего генерал-майора и кавалера де Рибаса замедление то исправлено тем, что снято с оных войско на легкие суда. Присутствие начальствующего – возбуждало храбрость подчиненных и несмотря на упорное и невероятное от неприятеля защищение, войска оказали удивительную храбрость и усердие и по засвидетельствованию частного начальника, в минуту выступили на берег» (8).
В то время, когда сухопутные войска атаковали бастионы Измаила, десантные войска генерал-майора де Рибаса под сильнейшим огнем неприятельских батарей быстро подошли к берегу, и суда первой линии высадили десант. В это время 2-я линия разделилась на две части, встала полукругом на флангах первой и огнем своим покровительствовала десанту, которому также способствовала сухопутная колона генерал-майора Львова, атаковавшая дунайские батареи во фланге.
Сильная атака с береговой стороны была произведена следующим образом: первая линия генерал-майора Арсеньева с регулярными войсками подошла к берегу и, под сильнейшим неприятельским огнем, вышла на сушу; после чего Арсеньев разделил свои войска на 4 части:
1-я часть под командой флигель-адъютанта полковника Зубова, двигалась вправо для атаки берегового кавальера и занятия вала от берега до Килийских ворот. Подавая личный пример храбрости, Зубов сбил неприятеля штыками и овладел кавальером и валом. 2-я часть подполковника Скарабелли и 3-я часть полковника Митусова двинулись по берегу Дуная, овладевая береговыми батареями.4-я часть – левая –полковника графа Дамас овладела редутом Табия.
Между тем, стоявшая на правом фланге, 1-я линия запорожцев полковника Головатого, подошла к берегу одновременно с регулярным десантом, высадилась под выстрелами с батарей и атаковала ближайшие из них. Бригадир Чепега высадился в средине, а секунд-майор Марков – на левом фланге десантной линии. Вышедшие войска быстро атаковали турецкие батареи и укрепления, опрокинули неприятеля и овладели ими. В высадке десанта весьма отличился подполковник днепровского гренадерского полна Эммануил де Рибас.
Таким образом, оба фланга и береговая часть крепости были в руках у русских войск. Жестокий бой продолжался внутри крепости и через шесть с половиной часов решился в новую славу России» (9).
В казематированном редуте Табия засело 250 человек при 3-х бунчужном Мухафиз-Паше, а до 4000 собралось в двух других каменных ханах, которые взяты военнопленными генерал-майором и кавалером де Рибасом.
Главным героем среди отличившихся при штурме Измаила был генерал-майор де Рибас. Многократно указывая о действии флотилии и войск под его командованием в подробном донесении Г. Потемкину, А.В. Суворов аттестовал де Рибаса официально: «Генерала-майора и кавалера де Рибаса, яко частного начальника войск и командующего флотилиею. Он первый нанес с судов и острова неприятелю удар и во время приступа, командуя тремя колоннами десанта, присутствовал везде, где более надобность требовала, ободряя мужеством своих подчиненных, овладел набережными батареями, принял пленных вышепоминаемых неприятелей и в трофеи, взятые сто тридцать знамен представил ко мне» (10).
«На третий день после штурма, - рассказывает герцог Ришелье, - был отслужен молебен и все артиллерийские орудия из судов и крепости провозгласили тройным залпом победу русского оружия. Генерал Суворов обедал на борту корабля де Рибаса и высказал ему много комплиментов, приписывая ему, не без основания наибольшую долю чести этого подвига. Не было недостатка в тостах и каждый тост сопровождался залпом корабельных орудий» (11).
Не любопытно ли странное историческое совпадение? Под стенами Измаила впервые встретились и сблизились будущие создатели и градоправители Одессы. На корабле де Рибаса, под Измаилом, в 1790 году, т.е. за 4 года до основания Одессы встретились вместе четыре человека, имевшие на судьбу Одессы самое большое влияние: адмирал де Рибас (основатель Одессы), де Волан (голландский инженер, его помощник по составлению план города и порта), герцог де Ришелье (через шесть лет после де Рибаса, принявший градостроительство Одессы), граф де Ланжерон (преемник Ришелье).
Содействие де Рибаса в штурме Измаила было столь важно, что без его помощи со стороны Дуная крепость еще бы долго держалась. За взятие Измаила И.М. де Рибас пожалован был Орденом св. Георгия II степени, а указом от 25 марта 1791г. ему пожалована шпага с алмазами и 800 душ в Могилевской губернии (12).
Ссылки:
1. Де Рибас А. Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания. – Одесса, 1913. – С.19.
2. «Русская старина». Т. XVII, 1876. – С. 643.
3. Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА)
4. Богданович М.Н. Походы Румянцева, Потемкина и Суворова в Турции. – СПб,1852. – с. 255-256.
5. РГВИА
6. Корниенко Д.М. Флот нашей Родины. – М., 1957. – С. 79.
7. Петров А.Н. 2-я турецкая война во времена Екатерины II. – СПб., 1880. – Сю 242-243.
8. А.В. Суворов. Под редакцией полковника Г.П. Мещерякова. – Т. 2. М., 1951. – С.547
9. Там же. – С. 549.
10. Там же – С. 551.
11. 11. Скальковский А. «Адмирал Дерибас и завоевание Хаджибея». – Одесса, 1886.
12. Де Рибас А. Старая Одесса». Исторические очерки и воспоминания. – Одесса, 1913. – С.22.
Мельянцева Т.А. (Украина, г. Измаил)
Краеведческий вестник, 2008
Участие гребной флотилии генерал-майора И. де Рибаса в штурме крепости Измаил. Часть II
- Информация о материале