Год 1790 был решающим в победоносном завершении Россией второй русско-турецкой войны в царствование Екатерины II. Разгром турецкого флота у Тендры создал благоприятные условия для активных наступательных действий русской армии и гребного флота на Дунае. Во второй половине сентября 1790 года на придунайском фронте потребовалась гребная флотилия из Днепро-Бугского лимана. Маркиз де Кастельно, состоящий чиновником при градоначальнике Одессы, рассказывает о вторжении флотилии генерал-майора де Рибаса в Дунай следующее: «После взятия Хаджибея, год спустя, т.е. в 1790 году де рибас воспользовался пребыванием Г. Потемкина в Очакове, предложил князю Таврическому план широкий, но смелый и даже, может быть, дерзкий; князю он пришелся по сердцу; дело шло о проникновении поздней осенью с флотилией в Дунай. Для моряков неопытных, для турок в особенности, это предприятие представлялось бы гигантским. Русские же доказали – и ныне всеми это признано – что Черное море, страшное своими штормами и частыми туманами, не представляет, однако, непреодолимых препятствий для мужества в связи с талантом» (1).
Князь Потемкин приказал всем войскам, занимавшим Бендеры, Паланку и Аккерман, выступить 11 сентября 1790 года к Татарбунарам. Войска эти составили10 батальонов пехоты и несколько полков кавалерии, образуя отдельный корпус генерал-аншефа Меллера-Закомельского. Другой корпус – генерал-лейтенанта П. Потемкина – двинулся к селу Табаки. Оба корпуса должны были действовать на Нижнем Дунае, а корпус генерал-аншефа А.В. Суворова назначался для овладения Галацем.
Предложение Потемкина состояло в том, чтобы последовательно овладеть всеми турецкими крепостями в низовье Дуная и отделить их от моря. С помощью флотилии сухопутные войска откроют свои действия по дунайским крепостям.
13 октября флотилия генерала И. де Рибаса из Очаковского лиман направилась к устью Дуная, где должна была соединиться с 48 дубами старшины Головатого. Для ограждения гребной флотилии была направлена эскадра Пустошкина, которая обеспечила безопасный переход флотилии в Дунай и прикрыла ее с моря в момент. Когда русские войска готовились к штурму Измаила.
18 октября в устье Днестра произошло соединение 2-х флотилий. Генерал-майор де Рибас отправил 48 казацких дубов и 12 лансонов к Килийскому гирлу Дуная, приказав им форсировать это устье и вступить в Дунай для содействия сухопутным войскам Гудовича. С остальными судами де Рибас отправился к Сулинскому гирлу Дуная. Для защиты входа в Сулинское гирло, неприятель возвел на обоих берегах по одной батарее, за которыми стояло 23 неприятельских судна для непосредственного закрытия форватера.
Распоряжение генерал-майора де Рибаса относительно занятия Килийского и Сулинского гирл, состояло в следующем: 12 лансонов и 48 черноморских дубов Головатого под общей командой подполковника Достанича – стараются проникнуть в Килийское гирло Дуная и привлечь в эту сторону неприятельские суда из Сулинского гирла, овладение которыми составляло главную цель. Для успешного проведения операции был выделен десант из 1000 гренадер под командованием Эммануила де Рибаса, который должен был захватить неприятельские батареи с тыла.
Таким образом: сначала огонь флотилии должен был покровительствовать десанту. Затем атака десанта, ослабляя действия неприятельских батарей со стороны гирла. Способствовала нашим судам войти в него, соблюдая предосторожности, так как было известно, что турки набили подводные сваи вдоль левого берега гирла в ожидании десанта с левой стороны.
Все эти соображения генерал-майора де Рибаса, основанные на тщательном изучении дела, увенчались полным успехом. На утлых кораблях, матросами на которых были запорожцы во главе с неразлучными с де Рибасом А. Головатым и З. Чепегой, а десантными солдатами – гренадеры, русские моряки совершили чудеса. Русский флот впервые проник на Дунай и уничтожил все прибрежные батареи по левому и правому берегу реки.
Вступление флотилии генерал-майора де Рибаса в Сулинское гирло устья Дуная, дало возможность сделать попытку овладеть важными, но слабо защищенными крепостями на Нижнем Дунае: Тульчей (7 ноября 1790 года) и Исакчей (17 ноября), в которых неприятель имел значительные склады разных запасов. Особенно были важны склады в Исакче, которая служила пунктом заготовлений всей турецкой армии и снабжала Измаил. Отсюда, подвиг за подвигом, наводя ужас на турецкие поселения, то бомбардировкой, то десантом, истребляя провианты, завоевывая штурмами крепости; флотилия все ближе подходила к Измаилу. Уничтожив прибрежные батареи и защищающие с реки турецкие суда, флотилия сделала возможным взятие силой, считавшейся до сего времени неприступной крепости.
Еще Измаил не был взят, а уже 14 ноября 1790 года, по случаю взятия флотилией крепости Тульчи, генерал князь Репнин восторженно писал де Рибасу: «Браво, дорогой генерал, вы широко продвигаетесь с вашей прекрасной флотилией. Тульча Ваша и Вы, так сказать, у ворот Измаила! К Вам идут, дорогой генерал, как некогда стремились в Афины. Все хотят сражаться под Вашими знаменами и если бы послушать этих юных и доблестных воинов, которые прибыли к нам из-за границы, то все они отправились бы к Вам» (2).
Занятие Килийского и Сулинского гирл Дуная, падение Тульчи и Исакчи дало возможность подвести флотилию для действий по крепости со стороны реки идля парализации действий турецкого флота.
После взятия Тульчи и Исакчи де Рибас получил приказ Потемкина занять о. Чатал и истребить турецкие суда, стоящие у стен Измаила. 18 ноября он приблизился со своей флотилией по Килийскому рукаву и стал выше крепости. Суда полковника Головатого с 12-ю лансонами и с казачьими дубами расположились на о. Сулине на расстоянии вне пушечного выстрела; в то же время генерал-майор Арсеньев с 2-мя батальонами и 600-ми казаков произвел высадку на о. Чатал. Сам же генерал-майор де Рибас с гребным флотом, с 200-ми гренадер и 300 черноморцев остановился на левом острове напротив Измаила. Турки, расположив свои суда под стенами каменного приречного бастиона, выслали 5 лансонов против нашей флотилии, желая заманить русских под выстрелы крепостных орудий. Генерал-майор выступил вперед и втечение 4-х часов выдержал огонь неприятеля. Турки, ободренные его молчанием стали подходить ближе. В это время показалась колонна судов, состоящая из 12 лансонов черноморских казаков под командованием полковника Головатого, которые пройдя мимо города под картечными и ружейными выстрелами, открыли жестокую пальбу по городу из пушек и мортир. Неприятель дважды пытался занять левый каменный бастион, но обе попытки были отбиты. Казаки Головатого потопили и зажгли 4 лансона, 17 транспортных судна. Командующий флотом, видя усиление неприятельского огня. Приказал 4 дубель-шлюпкам подойти ближе к городу, а остальному флоту под прикрытием батарей с острова отходить. Канонада с батарей и судов продолжалась до утра. Город во многих местах был объят пламенем огня.
Неприятельские потери в этот день были весьма велики. Противник потерял трехмачтовое судно, 19 лансонов. 32 транспортных судна и более 40 паромов (3).
Таким образом: флотилия под командованием де Рибаса овладела островом, лежащим против турецкой крепости Измаил. Взятие этой мощной твердыни было труднейшей задачей. Сухопутная русская армия стояла в бездействии под стенами Измаила. Только флотилия де Рибаса, уничтожившая огромное количество турецких судов на Дунае, продолжала наносить неприятелю серьезные удары. Захватив важный в стратегическом отношении остров против Измаила, де Рибас соорудил на нем батареи, с которых начался длительный обстрел крепости, нанесший ей большой урон. Гребная флотилия де Рибаса сыграла большую роль в покорении Измаила и нанесла много вреда неприятелю. Со времени вступления ее в устье Дуная по 7-е декабря неприятель потерял 77 судов разной величины, которые присоединили к нашему флоту, 210 разных судов сожжены и потоплены. Артиллерийских орудий в крепостях и на судах взято 124, а 340 потоплено (4).
Ссылки:
1. Де Рибас А. Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания. – Одесса, 1913. – С.19.
2. «Русская старина». Т. XVII, 1876. – С. 643.
3. Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА)
4. Богданович М.Н. Походы Румянцева, Потемкина и Суворова в Турции. – СПб,1852. – с. 255-256.
5. РГВИА
6. Корниенко Д.М. Флот нашей Родины. – М., 1957. – С. 79.
7. Петров А.Н. 2-я турецкая война во времена Екатерины II. – СПб., 1880. – Сю 242-243.
8. А.В. Суворов. Под редакцией полковника Г.П. Мещерякова. – Т. 2. М., 1951. – С.547
9. Там же. – С. 549.
10. Там же – С. 551.
11. 11. Скальковский А. «Адмирал Дерибас и завоевание Хаджибея». – Одесса, 1886.
12. Де Рибас А. Старая Одесса». Исторические очерки и воспоминания. – Одесса, 1913. – С.22.
Мельянцева Т.А. (Украина, г. Измаил)
Краеведческий вестник, 2008