Часть I

В начале семидесятых  годов восемнадцатого века императрица  Екатерина Великая и ее сподвижники, прежде всего граф А.Г. Потемкин, приступили к осуществлению амбициозного геополитического проекта, предусматривающего изгнание Турции с европейского континента, создание православного «Греческого царства» со столицей в Царьграде – Константинополе (Стамбуле). Венценосным главой этого царства должен был стать внук Екатерины, Константин. Первым шагом к осуществлению этого проекта стали ликвидация Крымского ханства и присоединение Тавриды к Российской империи в апреле 1774 г. (1).

Смириться с  этим Турция, естественно не хотела и, подготовившись, в августе 1787 года объявила России войну. В самом начале ее – 1-го октября Суворов разбил турецкий десант под Кинбурном, но после этого война приняла затяжной характер. Менее чем в сорока верстах ниже Измаила вход в широкий Дунай запирала мощная Килийская крепость. Оттуда помощь Измаилу могла прийти в любой момент.

Понимая стратегическое значение Килии, турки предприняли энергичные меры по укреплению этой крепости с помощью французских инженеров.

Со стороны  Дуная, на юге цитадель Килийской  крепости отгородилась еще одной  стеной. Северо-Восточный фас цитадели прикрыли две новые высокие, выдвинутые вперед башни. А их в свою очередь – углообразный бастион с орудийными батареями и бойницами для стрелков.

С северо-запада и севера, вдоль северного берега узкой протоки Дуная, от которого теперь местами остались лужи с крутыми берегами, была возведена еще одна стена, а за ней был вырыт еще один ров: вот откуда взялись горы на старинных гравюрах – сейчас там толока. Перед всем этим, напротив главных ворот в «Большую крепость» встал мощный бастион - копия северо-восточного перед цитаделью. Протока Дуная, напротив острова Малый Степовой тогда называлась Кофой. Вдоль ее южного берега была воздвигнута крепостная стена, замкнувшая треугольник «Большой крепости».

Геология Килии  и местоположение крепости совсем рядом  с городом – практически исключали  возможность применения защитниками крепости фугасов и минных галерей. Но зато возможные саперные ловушки – капканы ждали атакующих перед стенами крепости, в промежутках между ними в ее лабиринте. На месте некоторых из них до сих пор случаются провалы, принимаемые фантазерами за начало тоннелей чуть ли не под Дунаем.

Комендантом Килийской  крепости, города и округи (нахья) к  тому времени был двубунчужный паша (генерал-лейтенант по Российскому  табелю о рангах) Кара-Мехмед –тимариот, владеющий обширным имением на землях нынешнего с. Шевченково. Человеком он был энергичным, волевым, опытным, преданным султану и аллаху военачальником, что сполна подтвердили события обороны не только Килии, но и Измаила. Костяк гарнизона Килии составляли известные своим фанатизмом и свирепостью янычары.

Вот такую твердыню предстояло штурмовать Российско-Дунайской  армии. Первой на подступы к этому  городу еще в начале весны 1790 года вышла шестая пехотная дивизия генерал-майора М.И. Кутузова. Ее опытный командир прежде всего организовал тщательную проверку противника. При этом, кроме самой Кили, объектами особого внимания были: дороги, ведущие в город, особенно кратчайшая между Измаилом и Килией (дорога через Кышлу – Кислицы). Тщательно велась разведка пригородных поселений – Дервишколь (Василевка) на берегу озера того же названия (Китай-озеро), Омарбия, Мияки (Маяки) и др. Собирались агентурные данные со всего Буджака – ничего не ускользало от Кутузовской разведки… об этом свидетельствуют донесения Кутузова генерал-аншефу Меллеру-Закомельскому и самому генерал-фельдмаршалу, Светлейшему князю Г.А. Потемкину.

 В сборнике  «М.И. Кутузов: письма, записки»  опубликовано несколько донесений  Кутузова, касающихся Килии: «От выходцев-волохов из Бендер слышно, что около Килии, Измаила, Аккермана турок около 40000 человек», - Генерал-майор Голенищев-Кутузов, Марта, третьего дня. 1790 года (3).

Об итогах агентурной разведки Кутузов 2 мая 1790 года докладывает  тому же Меллеру-Закомельскому: «На  сих днях возворотился из-под Килии  посланный мной. Пробился он к городу не ближе двадцати верст и пробыл у знакомого всего несколько часов».

Все же, за некоторое время на 28 апреля проведал он следующее: «Недавно прибыло в Килию войска пешего и конного семь байраков (полков), а в каком оные числе людей ему неизвестно. Город укрепляют турами наподобие Аккермана. Из Измаила прибыло в Килию три канонерских судна из находящейся там турецкой флотилии. Да слышал он, что прибыли из Царь-города к Сулинскому гирлу двенадцать судов военных.

Разглашено от начальников турецких из Килии, что российских войск к Дунаю сего лета ожидать не можно, ибо те удержаны будут другим неприятелем». (3).

29 сентября 1790 года  – незадолго до штурма Килии  российскими войсками М.И. Кутузов  в очередной раз рапортом докладывает  Меллеру-Закомельскому: «Я сего дня переменил лагерь и стал по правую сторону ниже Траянова вала, расстоянием от Измаила в сорока верстах. Партия отселяя ходила сего числа к Килие, где видели человек до тридцати конных турок, выехавших, но которые далее версты от крепости не отдалялись. Я надеялся, что неприятель покусится подбирать тела, вчерашнего дня убитых, и сие побудило меня послать партию. По Измаильской дороге ничего не замечено и все состоит благополучно» (3).

Значит, готовясь к штурму Килии, прозорливый Кутузов вел систематическую разведку неприятеля, как всегда. Был осмотрительным, но порой действия «партий» носили характер, по-существу, разведки боем.

В штурме Килии  шестая пехотная дивизия, которой командовал М.И. Кутузов, не участвовала, приказом Потемкина она была направлена на Измаил, но работа, проведенная ее командным штабом, а также егерями, была важной для организации штурма Килии, предварившего Измаильский.


Список литературы:

1.В. Балязин.  Тайны дома Романовых.- М.2007.

2.П.Т. Коломойцев. Бывшая крепость Измаил и ее памятники.//Кишиневские епархиальные ведомости. - №36.1913.

3.М.И. Кутузов:письма, записки. – СПб., 1862.

4.А.В. Суворов.  Письма. В.С. Лопатин. – М.,1987. –  С.201.

5.Русская старина.  –Т.XVII, 1876. – С.639.

Автор Райнов Б.А. (Украина, Г. Килия)

По материалам «Краеведческого вестника». Измаильский  историко-краеведческий музей Придунавья, 2008 год