Эпоха перемен (1991-1995 годы)

Часть I

Через несколько дней украинское государство отметит двадцатую годовщину своей незави­симости. 20 лет - много это или мало? В масштабах вечности - пылинка, а если говорить о пережитом, о тех проблемах и перипетиях, с которыми пришлось столикуться миллионам наших сограждан в истекшее двадцатилетие - хватит на целую библиотеку захватывающих житей­ских историй. Грустных и порой жутких, успешных и поучительных - как у кого сложилось. На страну замахиваться не будем, а вот вспомнить, как прожил Измаил и его обитатели последнее двадцатилетие, наверное, будет нелишним. Как обычно, в этом помогут страницы «Собеседни­ка» - признанного летописца города на протяжении вот уже семи с лишним десятилетий.

Любая подшивка «Собе­седника Измаила» прошлых лет хранит массу интересной и познавательной инфор­мации. Но подшивка за год 1991-и — особенная: начи­налась она еще в Советском Союзе, а завершилась уже в независимой Украине.

Собственно, еще задолго до 24 августа в воздухе той поры витал дух неза­висимости. Так, 16 июля по инициативе общества украинского языка и ис­полкома городского совета на центральной площади Измаила состоялся митинг, посвященный первой годов­щине принятия Верховным Советом Украины Декла­рации о государственном суверенитете. В публикации за 18 июля 1991 года под названием «Живи, Украина!» приведены высказывания участников митинга, кото­рые сводятся к главному: Декларация вобрала в себя вековое стремление укра­инского народа к своей го­сударственности. Правда, не обошлось тогда и без полемики — относительно приоритетов государствен­ности, судьбы Союзного договора и цветов государ­ственного флага.

Что-то заколебалось и в геополитическом плане: 20 июля «СИ» публикует Заяв­ление в адрес Верховного Совета СССР и ВС Молдовы, подписанное руководителя­ми районных советов, пар­тийных комитетов Бесса­рабии в связи с заявлением румынского парламента «О пакте Риббентропа — Молотова и его последствиях для Румынии». В тот же день состоялось совещание ини­циаторов обращения в пар­ламент Союза, решительно осудившее «незаконные, противоправные притяза­ния на пересмотр истори­чески сложившихся границ». В трудовых коллективах города прошли митинги с аналогичной повесткой дня. С топливом тогда была напряженка: в заметке «Бен­зин по коммерческим це­нам» директор предприятия по обеспечению нефтепро­дуктами М. Д. Алексеенко сокрушается: «О практиче­ской реализации бензина по коммерческим (договор­ным) ценам в ближайшее время говорить еще рано. Для этого нужно построить заправку. Ориентировочная цена бензина А-92— 1 рубль 26 копеек...».

В репортаже с рынка приводится соотношение сил колхозов и частников: «В июле коллективные хозяйства продали измаильчанам 14 центнеров картофеля, частник — почти в 100 раз больше. Капусты соответственно 67 — 931, помидо­ров 93 — 620, вишни 6 — 572. Так кто нас кормит?».

Уже в то время активно обсуж­далась тема организации в горо­де кабельного телевидения. Как тогда предполагал один из наших читателей: «В перспективе сеть первичного кабельного ТВ может служить для трансляции передач спутникового телевидения». Как в воду глядел...

В августе 1991 года прошел первый конкурс «Мисс Измаила» — событие, наделавшее немало ажиотажа и вызвавшее массу дис­куссий. Впрочем,все сходились в едином — «мисс» Елена Винограденко действительно была хороша собой.

На заседании бюро Измаильско­го парткома КПУ рассматривался вопрос «Об отношении к обраще­нию девяти политических деяте­лей страны о создании «Движения демократических реформ»: «За высокими словами о демократии, говорилось на заседании бюро, кроется очевидная и очередная попытка расколоть КПСС, поделив ее членов на «консерваторов» и «реформаторов».

18 августа того же года сооб­щили о распоряжении Кабинета министров УССР, в котором от­мечалось, что «продажа товаров народного потребления по кар­точкам потребителя с купонами нового образца, введенная в прошлом году, дала положитель­ные результаты». Примечателен последний абзац этой корреспон­денции: «За гражданами, которые получили уведомление на покупку мебели,телевизоров, холодиль­ников и другой сложной бытовой техники, сохраняется очередь на приобретение этих товаров до того момента, пока они смогут подготовить необходимую сумму купонов».

В 1991 году в Измаиле прожива­ло 95,1 тысячи человек. Водопро­водной сетью было обеспечено 61,4 процента жилого фонда, цен­тральным отоплением — 52,6 про­цента, ванными — 53,7 процента, горячим водоснабжением — 41,2 процента. В городе работали 11 киноустановок, 20 библиотек.

В разгар августовских событий «СИ» поместил на первой поло­се мнения измаильчан о ГКЧП. Характерно высказывание М. А., капитана III ранга: «Это произвол, беззаконие, антиконституцион­ный акт. На штыках свободу еще никто не приносил!». Правда, ему возражает диспетчер ЖЭО В. Гниденко: «Какие-то меры все равно надо было предпринимать. Мне кажется, что к власти пришли серьезные люди». Все мы теперь знаем, к чему тогда все привело.

Тем не менее жизнь шла своим чередом. Открылась сезонная ярмарка школьных принадлежно­стей: «Под моросящим дождем за­нимаю очередь в секцию готовой одежды. Карточка, купоны, деньги, сын — кажется, все взяла с собой. Но, оказывается, мы долго спали. Тут люди с пяти утра стоят, а мы только в восемь явились! Два часа прошли в томительном ожидании, есть ли то, что нужно?».

В эти же дни сообщается о решениях сессии Верховного Совета УCCP о государственной независимости Украины и соответствующих Указах.

Небольшая заметка «Решение о департизации»: «В соответствии с решениями внеочередной сессии ВС Украины от 24 августа 1991 года трудовой коллектив газеты «Советский Измаил» на собрании 26 августа принял решение о департизации. Первичная пар­торганизация редакции приняла решение о самороспуске».

Цена доллара на то время пора­жает: 32 рубля 64 копейки за один «зеленый».

Заметка «Ждет-пождет пас­сажир» повествует: «Стоимость проезда в общественном транс­порте возросла в 2—3 раза, каче­ство обслуживания пассажиров снизилось. Пассажиры, закупив проездные билеты, ждут на оста­новках, а водители не торопятся, так как им безразлично: один рейс они выполнят, два или три. Меньше рейсов — больше бензина остается, который, как известно, сегодня в большом дефиците». О том же — заметка «Однажды на морвокзале...»: «Пассажиры, со­бравшиеся отправиться в Килию и Вилково рейсовым «Метеором», выстроились под моросящим до­ждем на причале. Однако прибыв­шее судно, высадив доставленных в Измаил пассажиров, в новый рейс не пошло. «Нет горючего», — сказал капитан и отвалил».