Баннер
Баннер

Поиск
Реклама

Копаная балка - мать районов города


Этапы развития Измаила минувших столетий достаточно известны. Однако за историческими фактами мы несколько забываем о людях прошлого. Рассказать о том, кто они были, чем занимались во время становления города, мы попросили Ю.М. Литюченко, который в 1991- 1996 годах работал в дирекции мемориального парка-музея "Крепость".

- Юрий Михайлович, какой район Измаила считается самым давним?

-В черте города археологи находили греческую керамику V - IV веков до нашей эры на месте строительства консервного и целлюлозного заводов, а также на берегу Лебяжьего озера. Место наиболее обширного исторического поселения находится на территории крепости. Там обнаружены фундаменты жилых построек, захоронения, керамика, бытовая утварь, монеты, украшения - все, что присуще населенным пунктам. До сих пор сохранились фортификационные сооружения XVI - XIX веков.

4553



- А в каких источниках есть упоминания о населенном пункте?

- Наиболее полно рассказывают об Измаиле XVII века записки турецкого чиновника и путешественника Эвлии Челеби. В поселении он выделил мусульманскую (турки, татары), христианскую и отдельно пишет об иудейской общине. Основным занятием местных жителей была торговля.

В годы русско-турецких войн XVIII века наш край становился местом сражений, а Измаил превращался в крепость. наиболее известен ее штурм 11(22) декабря 1790 года войсками под руководством А.В. Суворова.

- Расскажите о населении города начала XIX века.

- С 1812 года по 1856 год Измаил был российской крепостью. Восточное предместье крепости расширилось и было названо городом Тучков. Заселялся он ремесленниками, купцами из разных частей российской империи, колонистами христианского вероисповедания. бежавшими из Османской империи. Возвратились из-за Дуная русские казаки-некрасовцы, липоване, потомки запорожских казаков, основавших в 1775 году Задунайскую Сечь.

- А на территории крепости оставалось гражданское население?

- Да, в первую очередь - это монахи Свято-Николаевского и Свято-Успенского монастырей. К середине 30-х годов XIX века тут проживали мастеровые Дунайской флотилии, семьи отставных военных чиновников, например. известно, что там жили вдовы полковника Апопондопулова, капитана 2 ранга Коломунтяниди, унтер-офицера Синегубова. Они имели свои дома и земельные участки. Надворной советнице Лавровой были отведены земли под 6 домов. Здесь был дом общего благородного собрания, шинок от питейной конторы.

- Юрий Михайлович, каков был национальный состав?

- Документы того времени говорят о 40 семьях обывателей разного, как тогда говорили, вероисповедания. Среди них упоминаются молдаванин Афанасий Михайлов, армяне Артиом Колос, Саркиз Сафарогло, грек Софокл Андрияди. Значительную часть составляли иудеи Встречаются имена: Нусим Нусимович, Нусим Манюкович, Лейба Рывкина, Ида Шульмиха, Руфь Польская. Также отдельно выделена турчанка Дуду. Она не пожелала в 1812 году выехать вместе с единоверцами в Турцию, имела двухместный небольшой домик.

- А как относились к этому военные?

- Российское военное министерство планировало усилить крепость. Для этого необходимо было не только возвести дополнительные укрепления, но и увеличить гарнизон. Нужны были свободные земли. Вызывало беспокойство такое пестрое гражданское население и с точки зрения сохранности военной тайны. Поэтому Великий князь Михаил Павлович - брат Императора Николая I, распорядился "расчистить крепость от ветхих строений, а жителей переселить в город Тучков".

Интересно, что указ исполняли силовыми методами. Для выселения людей и сноса зданий стали привлекать городскую полицию. Измаильский градоначальник генерал-лейтенант С.А. Тучков обращал внимание на то, что "не имеет возможности обывателей города Тучкова к производству таких работ, а полагает провести оную военными арестантами". В 1836 году Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор генерал Федоров писал Бессарабскому военному губернатору: "Я полагаю, что возложение сего (расчистка места) на хозяев строений будет для них крайне обременительно, так как они потерпели расстройство об уничтожении их домов". Поэтому решили в дальнейшем к работам привлечь военных арестантов. К осени 1837 года гражданское население было переселено в город Тучков.

- И когда же люди снова вернулись на территорию крепости?

- После 1856 года фортификационные сооружения были разрушены. В 1878 году Измаил был выведен из состава крепостей Российской империи. Когда территория стала сугубо гражданской, некоторые из ранее переселенных стали возвращаться на землю, где жили их предки.

По материалам газеты "Собеседник Измаила"

27 Октября 2010 год
Читайте также:
Измаил Сегодня